История тепловозовагоноремонтного завода началась одновременно с созданием железной дороги на Сахалине, при этом менялось название, но неизменным оставались его задачи. В апреле 1946 г. был восстановлен и начал работать в составе Южно-Сахалинской железной дороги паровозовагоноремонтный завод (ПВРЗ), созданный на месте старых японских мастерских. На заводе были организованы паровозный, котельный, вагонный, механический, литейный, кузнечный цеха. Производственные здания были деревянные, обитые тростником. Ремонтная база железнодорожного транспорта требовала серьёзной реконструкции и переоснащения. В первое время работы по реконструкции значительно осложнялись нехваткой необходимого оборудования, запчастей, а также разносерийностью паровозов и вагонов. Сказывался недостаток квалифицированных рабочих. К концу 1947 г. завод удалось частично переоборудовать и повысить качество ремонта. В то же время на предприятии начала осуществляться модернизация локомотивов, была освоена кузнечная сварка дымогарных труб, восстановлена литейная, пострадавшая при пожаре в январе 1947 г., заново возведена медеплавильная печь, организовано производство запасных частей. В 1952 г. началась коренная реконструкция всех объектов ПВРЗ, первый этап которой завершился к 1969 г. Работы выполнялись силами специального железнодорожного полка и треста «Сахалинморстрой». 8 апреля 1967 г. по сахалинским рельсам прошел первый тепловоз ТГ-16-002, специально построенный для Сахалина. Начался переход железной дороги острова на тепловозную тягу. А в 1969 г. реконструированный ПВРЗ переименован в тепловозовагоноремонтный завод. В последующие годы на ТВРЗ были построены дизельный цех и испытательная станция дизелей, полимерное, электроаппаратное, моечное, электросварочное и роликовое отделения. Пущена конвейерная линия для отливки чугунных колодок грузовых вагонов. Автоматизированы процессы наплавки колесных пар. Начиная с 2000 г. значительно изменилась техническая оснащенность депо. Обновились станочный парк, парк грузоподъемных механизмов. Приобретены нестандартное оборудование для ремонта узлов тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов, технологическая оснастка для ремонта дизелей и деталей автосцепного устройства. Установлены средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава… Сегодня подразделения вагонного хозяйства дороги осуществляют техническое обслуживание грузовых и пассажирских поездов, перестановку вагонов в Холмске с колеи 1 520 мм на сахалинскую колею 1 067 мм и обратно, все виды ремонта тепловозов, вагонов и путевой техники.
Летопись Южно-Сахалинска, 1882–2017 : история города со времени основания до наших дней в документах, воспоминаниях, иллюстрациях / авт.-сост. А. Т. Кузин. – Изд. 3-е, доп. перераб. – Южно-Сахалинск, 2019. – С. 125; Островная магистраль : Сахалинская железная дорога – 60 лет / В. В. Горбунов [и др.]. – [Южно-Сахалинск] ; Хабаровск, 2006. – С. 95–97 : ил.; Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2006 год. – Южно-Сахалинск, 2005. – С. 23–25; Кузнецов Д. Где стояли японские мастерские // Губернские ведомости. – 2001. – 27 апр.; Кузин А. Южно-Сахалинск: с вершины века : ист. очерк. – Южно-Сахалинск, 1996. – С. 146–155.
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи